В основе фильма — реальный космический полет. Причем, полет знаменитый – 18 марта1965 годав открытый космос вышел первый человек – и был им наш Алексей Леонов. Долгие годы подробности полета корабля «Восход-2» были засекречены – мол, все прошло гладко. А то, что космонавты появились на экранах телевизоров только спустя три дня после возвращения на землю?Так они отдыхали на даче обкома КПСС.
На самом деле неприятности начались уже спустя два часа после старта.
— И всего их было семь! Семь! Если все подробно показывать, фильм занял бы24 часа! – объяснял на премьере «Времени первых» дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов.
Придумал снять фильм про полет «Восхода-2» Евгений Миронов. И как-то так получилось, что он же стал исполнителем главной роли – космонавта Алексея Леонова.
Центрифуга и немножко нервно
— Евгений Витальевич, я знаю, что толчком стало то, что вы посмотрели документальный фильм про нештатные ситуации в полете Леонова и позвонили продюсеру Тимуру Бекмамбетову…
— Нет, сначала я позвонил Леонову. Достал номер телефона, очень волновался…
— … А он вам сказал: «- Приезжай!». Вы приехали поговорили со знаменитым космонавтов и решили, что сыграете Леонова сами…
— Вот прямо так я не решал! Леонов когда полетел был младше меня. Хотя в то время все члены первого отряда выглядели более взрослыми, чем были на самом деле. Мне просто очень хотелось рассказать эту историю.
— Тогда как получилось, что роль Леонова досталась вам?
— Да как-то так, само собой. Тимур сказал: «Мне ясно, что это ты должен играть». И ещемы сразу решили, что Костя Хабенский должен сыграть командира экипажа Павла Беляева потому что он очень похож. А мне это было радостно, потому что я никогда еще с Костей вместе не играл.
— Я знаю, что к съемкам фильма вы подтягивали физическую форму по специальной программе в фитнес-центре. Вопрос – зачем? Вы, по-моему,и такв прекрасной форме, такие сложные спектакли выдерживаете…
— Мы занимались по специальной программе в World Class, делали упражнения на выносливость. Проблема даже не в том, что в кадремы должны были крутить солнышко на качелях или показывать, какие перегрузки испытываем. Мы работалив скафандре почти таком же, какой был у космонавтов — а он больше сорока килограммов. Есть такаяв Центре подготовки космонавтов… Костя! – поворачивается Миронов к сидящемуза соседним столиком Хабенскому. – Как она называется? Центрифуга?
Оторванный от собственного разговора Хабенский не сразу улавливает суть вопроса.
— Это когда на стул садятся и крутятся вокруг своей оси? – пытаюсь я прийтина помощь.
— Нет, что вы! Такая обтекаемая, как капля капсула на длинной трубе…
— Это центрифуга!
— Ну вот! У космонавтовв полете перегрузки доходят до 8G (это когда весь тела увеличивается в 8 раз – Авт.) Мне разрешили испытать 2G, а я попросил 3. Они пошлик доктору,он меня проверил и тогда разрешили: «Давайте!».
— А на невесомостьв самолете-лаборатории вы не летали?
— У нас была идея, но мы от нее отказались. Нам давали тот самый самолет, который делает горки и во время этих горок в салоне наступает невесомость. Но невесомость там кратковременная – около 25 секунд.А у насна полет корабля занимает почти час экранного времени. Представляете, сколько горок нужно было бы совершить, чтобы все отснять?
— А просто на себе испытать невесомость? Такой шанс немногим выпадает.
— Я вам расскажу случай из жизни Дастина Хоффмана и Лоуренса Оливье – они играли в одной картине… Дастину – тогда молодому артисту – нужно было в эпизоде сыграть бомжа. Он ходил по помойкам, под мостом ночевал. А Лоуренс Оливье был уже в возрасте.Как-тоон сиделв кресле,и спросил проходящего мимо Хоффмана: скажите, пожалуйста, молодой человек, почему вы в таком виде и от вас такой неприятный запах? Дастин говорит – я вживаюсьв роль. Тогда Оливье его спрашивает: «А сыграть не пробовали?»
Вот это тот случай. У нас было такое количество материала, в том числе документального, много технологий, которые придумали специально для нашей картины… Мне не нужно было ощущения невесомости в космосе.Мне нужно было приспособиться к скафандру,к тому, что нужно играть, находясь в подвешенном состоянии на тросах…
— Я видел фотографию со съемок — полное ощущение, что вы былив космосе…
— Мы прошли все, кроме невесомости. И прошли по-настоящему.
Евгений Миронов, Константин Хабенский: «Чтобы сняться во «Времени первых» мы тренировались по программе космонавтов». 6 апреляв кинотеатрах страны начнется показ российской героической драмы, посвященной полету космического корабля «Восход-2»
Святые люди
— Мне, как человеку, который больше двадцати лет пишет про космонавтику, важно, что в фильме кроме Королева присутствуют и другие конструкторы, медики, без которых полет не состоялся бы…
— «Время первых» — это блокбастер, фильм-катастрофа, существуют законы жанра. Раз есть герои, то должны быть и их антагонисты…
— Добрые и злые…
— Да. И мы даже пытались привязать образы каких-то конкретных сотрудников конструкторского бюро Королева, тех кто стоял у истоков советской космонавтики к роли негодяя, который всем мешал. А потоммы поняли, что таких не былои бытьне могло! Люди, которые тогда двигали нашу космонавтики — это вообще святые! Все! А самый главный антагонист – это обстоятельства, в которых оказались космонавты. И тогда рассказ будет честный.
— В прошлом столетии, посмотрев героический фильм дети играли в его героев – например, в Петьку и Чапаева… Нынешние подростки в Беляеваи Леонова играть не будут. Может быть стоило параллельно с фильмом сделать компьютерную игру «выйди в космос вместе с Леоновым», «посади корабль «Восход-2»…
— Сейчас во многих кинотеатрах будет такой аттракцион – можно будет надеть очки виртуальной реальности и повторить подвиг Леонова, выйти в открытый космос.
А еще мы, когда снимали фильм, думали, что он заинтересуетв основном поколение 25–30 летних.Но мы сделалифокус-группыи оказалось что и ребят до 20 лет эта история очень сильно цепляет. Так что, может, они еще поиграют в космонавтов.
Все детали точные
— Скафандр-тоу вас был упрощенный, похоже вы надевали только верхний слой, термооболочку…
— Да вы что? – чуть не обиделсяМиронов.— Это документальная история! Детали воспроизведены абсолютно точно! Главный консультант Алексей Архипович Леонов нам спуску не давал.Если где-тов кадре пиджак морщинил или шапки на провожающих были не по моде того времени — как нам доставалось! Некоторые сцены даже переснимать пришлось!
Евгений Миронов в скафандрена съемках фильма «Время первых». Фотография предоставлена кинокомпанией «Базилевс»
— Но давление-тов скафандре Леонов стравливал в открытом космосе, а не в шлюзе!Как бы он в шлюз попал, если бы давление не сбросил?
— Ну, это уже закон драматургии… И этоне уменьшает подвиг, который совершил Леонов.
А скафандр, наверное, у нас был даже потяжелее, чем у космонавтов.К нему же еще система подвесов крепилась. И снимать приходилось в капсуле корабля, а там очень мало места. И это несмотря на то, что мы объем увеличили процентов, наверное, на 20 чтобы камера могла входить.
Мы придумали систему апельсина, по долькам корабль открывался, чтобы камера могла входить, другая долька закрывалась и замкнутое пространство остается. Расходиться с Костейв корабле и не задевать его было очень тяжело.
— И вот вы практически побывали в космосе.Что вам снилось, когда вы снималиэтот фильм?
— Что снилось? Да яне спал почти все время! Что вы?!Я же впервые был еще и продюсером такой большой истории. Тут нагрузка — сыграть роль. А у меня еще много других задач, не актерских было много. У насво время съемок тоже множество ЧП случалось – разве что не было смертельных опасностей.
ВСЕМ МИРОМ
Ищем радиолюбителя, который спас экипаж «Восхода-2»!
— Когда «Восход-2» приземлился в глухой тайге под Пермью, у космонавтов был только один передатчик – они могли лишь азбукой Морзе передать две буквы – «ВН» (все нормально), чтобы сообщить, что они живы,— беседуем я с ЕвгениемМироновым.— Не так давно вы рассказывали, что хотели найти радиолюбителя, который первым принял этот сигнал «ВН» и сообщилв милицию – хотя он таким образом явно нарывался на неприятности.
— Я понимаю насколько это очень сложно было в то время. Это ведь значило признаться, что у тебя есть радиостанция, что ты можешь перехватывать сообщения. Очень надеюсь, что какие-то документальные свидетельства об этом человеке сохранились…
— Знаете, в разных мемуарах об этой истории космические ветераны по-разному пишут. Кто-то говорит, что сигнал приняли на Камчатке,кто-то – в Алма-Ате…
— Знаете, для меня этот радист — безымянные герой… Настоящий! Такой же герой, как Леонов и Беляев.
— Тогда давайте «Комсомолка» займется поисками. Вряд ли тот радист жив – 52 года ведь прошло. Но можеткто-тоиз родственников помнит эту историю!
— Да, давайте объявим! Я вам буду очень благодарен.
Итак, «Комсомольская правда» и Евгений Миронов разыскивают радиолюбителя, который 19 марта1965 года первым принял сообщение от только что приземлившегося экипажа «Восхода-2». Мы будем благодарны за любую информацию о нем. Пишите по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов.У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Евгений Миронов, Константин Хабенский: «Чтобы сняться во «Времени первых» мы тренировались по программе космонавтов». 6 апреляв кинотеатрах страны начнется показ российской героической драмы, посвященной полету космического корабля «Восход-2»